Падал прошлогодний спам

Деловой Омск, март 2015

К 2016 году объем легального рынка SMS-рассылок в России достигнет 137 млн долларов и продолжит рост. Это стало возможным благодаря борьбе сотовых операторов с нелегальным спамом.

Падал прошлогодний спам

Самым успешным годом для теневой СМС-рекламы стал 2013, когда, по оценкам J’son & Partners Consulting, объем рынка СМС-рассылок в России составил 101 млн долларов, спам на свой телефон получали больше 70% абонентов всех крупных компаний.

Фирмы, предлагающие данную услугу, росли, как грибы. За каждое СМС-сообщение они брали до 4 рублей. Но уже в 2014 году началась активная борьба с этим явлением: были приняты поправки в закон «О связи», которые развязали руки участникам мобильного рынка, заинтересованным в устранении спама. Нелегальная реклама нервировала абонентов, подрывая их лояльность. Кроме того, предложив рекламодателю свою платформу для рассылки легальных сообщений, операторы связи получили дополнительный доход.

Баним всех!

Компания «Мегафон» заявила о том, что заблокировала 1,5 млрд рекламных сообщений в 2014 году. «Мы получили возможность применять несколько способов блокировки СМС-спама. В эту категорию попали сообщения, где вместо обычного номера отправителя указан произвольный цифро-буквенный идентификатор. Доставка подобных СМС-сообщений разрешена только банкам и другим организациям, которые заключили договор с оператором. Также поправки в закон «О связи» позволяют компании блокировать входящие СМС-сообщения, имеющие признак автоматизированной рассылки», — подчеркнули в пресс-службе. Об успехах в этом направлении отчитались и другие игроки мобильного рынка. В «Билайне» сообщили, что с конца 2013 года число сообщений, содержащих спам, снизилось более чем в 80 раз: с 12 до 0,14 смс в месяц в среднем на одного абонента.

В МТС рассказали, что количество СМС-сообщений, содержащих нелегальную рекламу, удалось сократить в пять раз, а старший PR-специалист «Tele2 Омск» Виктор Василькин заявил, что число жалоб абонентов Tele2 на навязчивые СМС сократилось в 2 раза.

Трафик прибрали операторы

Как утверждает технический директор компании «Номинал Технология» Андрей Крупский, более 95% пользователей соглашаются на получение рассылок либо из-за невнимательности (поставили галочку), либо для участия в промоакции, поэтому разделить рынок мобильного спама от рынка легальных рассылок можно весьма условно.

И тем не менее, по словам экспертов, сейчас происходит легализация рекламного контента в сетях мобильной связи, а неправомерный рекламный продукт уходит в другие каналы передачи данных.

«В настоящее время можно сказать, что СМС-спам в сетях мобильной связи практически побежден и начинает перетекать в альтернативные каналы — например, WhatsApp», — уверены в «Мегафоне».

Руководитель SMSDirect Наташа Николаева подтверждает, что рынка СМС-спама в России больше нет. «Ситуация на рынке мобильного информирования приобрела совершенно другую окраску по сравнению с тем, что мы наблюдали в 2012-13 годах. На сегодняшний день отправка производится исключительно через операторские платформы, которые не пропускают несанкционированные рассылки. К тому же, нынешняя стоимость СМС-трафика также не позволяет использовать данный канал бездумно, не определив целевую аудиторию и не составив грамотное маркетинговое сообщение с качественным уникальным торговым предложением», — рассказала «ДО» Николаева. 

При этом эксперт уточнила, что и дальше будут появляться и исчезать разного рода временные, ненадежные каналы, не гарантирующие доставку сообщений. Например, сейчас работают различные европейские мобильные хабы, отправляющие СМС с не российских номеров. Но назвать это рынком у наблюдателя просто не поворачивается язык.

«Суммарный объем коммерческого трафика за последние полтора года сократился в разы, что, конечно же, увеличило ценность и авторитет канала. СМС-информирование и СМС-реклама — это следующий шаг в развитии директ-маркетинга, так что, эффективность и перспективность СМС-рассылок мы под вопрос не ставим», — объясняет руководитель SMSDirect.

Диаметрально противоположного мнения придерживается гендиректор компании PR Partner Инна Алексеева, которая заявила «ДО», что несмотря на усилия операторов связи по блокировке нелегальной рекламы, меньше ее не стало.

«Популярность телефонного спама связана с крайне низкой стоимостью рекламного СМС — от 5 до 40 копеек за один контакт. Проникновение мобильной связи глубокое, поэтому рассылка такого спама сегодня — это возможность достучаться до целевой аудитории. Чаще всего к таким услугам прибегают магазины, салоны красоты, банки, зачастую они просто находят провайдеров услуги в сети и не понимают, что те рассылают именно спам», — уверяет эксперт.

Александр Набатов